
Здесь могла бы быть знаменитая цитата из «1984» про большого брата, который непрестанно следит. Но её не будет потому, что мы как-никак айтишники, а не бабки суеверные. Про интернет слежку знаем, понимаем и не строим теорий заговора про иллюминатов и рептилойдов.
Если хотите, то и вам расскажем.
Уверены, вы хоть раз замечали странное совпадение: обсудили с другом, что пора бы купить новые кроссовки, и буквально через пару часов на экране вашего смартфона появляется реклама именно кроссовок. Совпадение? Или смартфон всё же способен вас прослушивать?
Технически, да — смартфон может работать в режиме «скрытой прослушки».
- Голосовые ассистенты (Siri, Google Assistant, Alexa, Алиса) ждут команду, а значит, микрофон постоянно активен.
- Приложения с доступом к микрофону могут собирать фрагменты речи и использовать их для рекламных алгоритмов.
- В сети неоднократно появлялись разоблачения компаний, которые признавались в «анализе голосовых команд».
То есть ваш телефон действительно может «подслушивать». Но важно: это делается не для спецслужб, а для рекламных систем.
Есть забавная легенда: если вы зайдёте на маркетплейс с новенького iPhone, то цена на кроссовки окажется выше, чем у друга со стареньким Xiaomi.
И что вы думаете? В некоторых случаях это правда!
Несколько лет назад один туристический сервис в США попался на использовании подобного алгоритма. Пользователи Mac видели в выдаче отели подороже, чем пользователи Windows. Видимо, логика была проста: «Если человек купил MacBook, то пусть живёт не в трёхзвёздочном, а в пятизвёздочном отеле».
Так что в следующий раз, если захотите сэкономить, попробуйте зайти на сайт с бабушкиного старенького телефона. Вдруг там цены на авиабилеты ещё по курсу 2012 года.
Когда мы говорим о «слежке», многие представляют себе секретные службы или шпионские камеры. На деле всё гораздо проще и одновременно сложнее: интернет-слежка — это сбор данных о вашей активности, интересах, привычках и предпочтениях. Каждый лайк, каждая подписка и каждый клик создают цифровой портрет, по которому алгоритмы предсказывают, что вам может быть интересно.
И вот здесь кроется возможность: если понимать, как работает этот механизм, можно использовать его себе в плюс.
Да, интернет запоминает, где вы были, что искали и сколько раз пересматривали видео с милыми котятами. Но если подходить к этому осознанно, отслеживание активности в интернете превращается в мощный инструмент для саморазвития, повышения продуктивности, безопасности и даже роста бизнеса. В конце концов, цифровой мир — как зеркало: он показывает не только, что вы делаете, но и то, куда вы можете двигаться дальше.
И, знаете, если завтра интернет-слежка начнёт выдавать вам советы по стилю, кулинарии и любовным отношениям — это будет уже не слежка, а самый преданный персональный ассистент.
· Проверять разрешения приложений (зачем калькулятору доступ к микрофону?).
· Отключать голосовых ассистентов, если они не нужны.
· Соорудить шапочку из фольги по гайду из ролика на YouTube
· Иногда — просто принять правила игры и относиться к рекламе и советам из интернета с юмором.
К интернет-слежке нужно относиться философски. Ведь всё, что происходит в сети, можно рассматривать как огромный поток данных — а данные, как известно, наше всё.
Мы в PRAI помогаем бизнесу понимать клиентов через их действия в интернете. Это позволяет улучшить бизнес-процессы, предлагать именно то, что людям нужно, и расти быстрее. Не ждите, пока интернет начнёт решать за вас — используйте слежку с умом и обращайтесь к профессионалам. PRAI поможет превратить цифровые следы в реальные возможности.