
Если вы можете свободно просмотреть, изменить и использовать в собственной разработке код какого-либо ПО, значит, он является открытым. И любой программист может использовать его, в рамках условий лицензии распространения.
Сегодня Open Source (открытое ПО) всё реже выкладывают для всеобщего доступа, на что есть свои причины. В чём причина — мы спросили у Бориса Шишкина технического директора PRAI. По его мнению, причин здесь несколько.
Открытый код бесплатный. Ничего не мешает сделать на его базе своё приложение, например, и начать зарабатывать. Похожий сценарий случился с нейросетями. Их появление наделало много шума и привлекло огромное внимание пользователей. Это подстегнуло разработчиков создавать новые модели и выкладывать их в свободный доступ.
Но как только бизнес сообразил, что с помощью ИИ можно увеличивать прибыль, свободное использование нейронок в ПО свернулось. Хотите задать свой вопрос — можете сделать это бесплатно, а вот если желаете, чтобы пользователи получали ответы от нейронки внутри вашего ПО — милости просим, оплатите тариф за использование.
Айтишники делают открытые коды в основном для хайпа. Мол, смотрите, какой я красавчик, что умею. Аккаунт разработчика на GitHub с выложенным кодом — это как визитная карточка, этакий LinkedIn среди разрабов, который помогает специалисту повышает свой рейтинг. Раньше это помогало в поиске работы. Например, зарубежные компании могли нанять соискателя даже без официального опыта, заметив, его популярность на GitHub. Сегодня такая практика становится всё менее актуальна, значит, и прокачивать рейтинг с помощью Open Source не за чем.
Долгое время, одними из самых сильных разрабов в Мире были выходцы из западных стран постсоветского пространства. Программистов там на душу населения было гораздо больше, чем где-либо. Способствовали этому два фактора. Первый — благодаря сильной советской математической и не только школе, люди круто развивались во всех направлениях. Второй — близкое расположение Европы, которая с удовольствием заказывала у соседей разработку ПО по низким ценам, но с высоким качеством. Естественно, такая ситуация стимулировала рост интереса к профессии.
Чтобы выделиться из большого количества профессионалов, программисты привлекали внимание заказчиков интересными решениями, которые выкладывали в открытый доступ.
В свете последних мировых событий, многие программисты предпочли релацироваться в отдалённые от Европы страны. Это вызвало неожиданный сдвиг на мировой ИТ-карте и, ко всеобщему удивлению, пальму первенства по количеству разрабов начал перенимать Узбекистан. Ситуация меняется в корне, потому сейчас не совсем ясно для кого и с какой целью выкладывать открытый код.
Российские же айтишники в последние годы пытаются сформировать собственные «клубы по интересам» типа GitHub, и там, как и прежде можно найти достаточное количество открытых материалов, доступных для использования.
У бизнеса всегда много идей для развития, и цифровизация стоит среди них не на последнем месте. Ещё пять-десять лет назад, проверка каждой гипотезы вставала в копеечку, так как писать ПО с нуля — долго и дорого. Потому, чтобы сэкономить на разработке, бизнесы отслеживали открытые коды, искали интересные решения, которые можно применить у себя. Для компании это экономия, для программиста — увеличивало шанс стать «частью большой и дружной команды» крупного игрока.
Сейчас появилось новое направление быстрой разработки — вайб-кодинг, которое позволяет оперативно реализовать практически любую идею. Менеджер обычным языком описывает что хочет, а ИИ вместо разраба пишет код и апробирует его. Времени и сил на задачу уходит значительно меньше. А придумать новую идею проще, даже без подглядывания за чужими стартапами.
Положа руку на сердце, скажем, что процент открытого кода в сети хоть и уменьшается, но не иссякает. Точную причину, почему это происходит, сказать сложно. Возможно играет роль и то, что сейчас любой программист может относительно легко сам стать успешным бизнесменом.
Если у вас есть свое мнение по этому поводу, пишите. С удовольствием обсудим.
За разработкой кода любой сложности — тоже к нам. Обращайтесь через форму сайта или по телефону: +7 (995) 226-07-38.