Робот за рулем. В России анонсировали запуск первых беспилотных такси.
Запуск первых беспилотных такси.

Индустрия такси стоит на пороге крупнейшей трансформации за последние десятилетия. Уже объявлено, что первые серийные беспилотные такси появятся на дорогах нашей страны в 2026 году. Звучит футуристично, но на самом деле это логичный шаг в эволюции городских транспортных систем.

Как и любую технологическую революцию, нововведение сопровождают вопросы, сомнения и даже страхи. В PRAI мы любим технологии, но не носим розовых очков. Так что давайте разбираться, что принесут беспилотные такси людям, бизнесу и инфраструктуре.

Робот – лучший друг человека

Один из главных аргументов в пользу беспилотников: они решают проблему нехватки водителей. Автопарк, который работает 24/7, не устает, не уходит ни в отпуск, ни в запой. Но что делать тем, кто сейчас крутит баранку?

Возможные сценарии:

Массового одномоментного сокращения не будет.

Паниковать раньше времени не стоит. Технология будет внедряться постепенно, поэтому мир без людей-водителей наступит не скоро. Переход займет годы, так что выдохните.

Появятся новые роли.

Уже шепчутся про операторов беспилотных парков, удалённых наблюдателей, ремонтных специалистов и инженеров по калибровке сенсоров. Проще говоря, люди пересядут из-за баранки за монитор.

Вариантов масса, главное — не ждать, что роботы сами всё починят. Мы их знаем: без апдейта — ни шагу.

Программы переподготовки.

На государственном уровне обсуждение идёт бодро, но пока только обсуждение. Бизнес пытается запускать инициативы, но масштаб пока далёк от идеала. Ждём, надеемся, верим.

Итог:

Рынок труда изменится, это факт. Но паниковать в стиле «Шеф, всё пропало» — слишком драматично. Однако если вы зарабатываете на хлеб извозом, возможно, пришло время задуматься о запасной профессии. 

Где деньги, Зин?

Говорят, что после прихода беспилотников тарифы ни на грамм не вырастут. Логика вроде простая: нет водителя — нет зарплаты, все счастливы. Но давайте посмотрим на экономику трезво:

• Кадровые расходы — минус.

Робот не просит отпуск, премию и «можно я сегодня пораньше уйду?». Уже плюсики.

• Работа «24/7 без сна и кофе».

Беспилотник может работать круглосуточно, а не как мы — с 9 до 18, ещё и с перерывом на обед.

• Робототехника — это вам не скутер с Озона.

Лидары, сенсоры, вычислительные блоки, карты… Всё это стоит как хороший космический стартап. Окупаемость — не «завтра вечером», а через сильно много лет.

• Вход на рынок — практически как на тусовку закрытого клуба.

Нужны миллиарды. Да-да, не миллионы. Поэтому играть смогут только крупные компании, а новичкам остаётся максимум болеть с трибун и утирать горькие слёзы.

И бонус-страх: монополизация

Если на поле останутся только гиганты с мешком денег и автопарком робомобилей, конкуренции станет меньше. А где конкуренции мало — тарифы со временем могут начать расти.

ДТП с беспилотником. Кто виноват и что делать?

Тут начинается самое интересное.

Российское законодательство пока развивается в сторону регулирования беспилотных систем, но однозначного и универсального ответа всё ещё нет.

Потенциальные варианты ответственности:

·        Владелец автомобиля

·        Разработчик ПО

·        Оператор автопарка

·        Компания-агрегатор

·        Все вышеперечисленные

Мировая практика движется к тому, что ответственность будет распределённой, а ключевую роль сыграет оператор системы. Но в России модели пока формируются, что ж, будем наблюдать, что из этого выйдет.

Первому пассажиру приготовиться

Беспилотные такси — это не просто модная штучка, которой хвастаются на конференциях, – это полноценная инфраструктурная революция. Городская жизнь поменяется: пробки станут умнее, дороги — безопаснее. Будущее наступит и главное — быть к нему готовыми, чтобы не попасть под неумолимый каток инноваций.

Если вы хотите внедрять передовые технологии — не ждите эры беспилотных такси, обращайтесь к профессионалам из PRAI прямо сейчас.

У нас много проверенных идей и готовых решений, богатый опыт и подход, который позволяет бизнесу расти.


Запуск первых беспилотных такси.
Робот – лучший друг человека
Где деньги, Зин?
ДТП с беспилотником. Кто виноват и что делать?
Первому пассажиру приготовиться